Лаборатория математического образования

 

Проводим

исследования в сфере российского математического общего и высшего образования

Исследуем

учебный и внеучебный опыт овладения математикой студентами и школьниками

Развиваем

методологию повышения качества математического образования

Наши исследования

  • Разработка подходов к оценке универсальных математических компетенций для разных групп специальностей

    Цель исследования: разработать концепцию и инструментарий по проверке математических компетенций для разных уровней образования и специальностей

    Подробнее

  • Исследование влияния достижений абитуриентов на успеваемость в вузе

    Цель исследования: определить зависимость успеваемости и «выживаемости» студентов на первых курсах бакалавриата и специалитета от параметров, учитываемых при поступлении, таких как дипломы олимпиад школьников, баллы ЕГЭ и другие индивидуальные достижения абитуриентов

    Подробнее

Публикации

  •  

    Журнал "Известия Российской академии образования" №4, 2024

    Ященко И.В., Рослова Л.О., Походня Н. В., Виноградова О.А.

     

    Методология исследования математических компетенций

    для разных групп специальностей в высшем образовании

     

    Статья

     

     

     

     

     

     

    Все публикации
  •                     24-27 марта 2025г. в Москве прошла Международная конференция по развитию современного образования "Образование будущего и будущее образования".В конференции приняла участие заведующая лабораторией математического образования Рослова Л.О. Доклад "Модель оценки ключевых математических компетенций студентов разных специальностей" был совместной работой Ященко И.В., Походни Н.В. и Рословой Л.О.

     

     

Наши проекты

Цели исследования:

  • Выявить универсальные пререквизиты математических дисциплин
  • Провести анализ промежуточных аттестаций студентов
  • Провести выборочное тестирование остаточных знаний
  • Разработать классификацию универсальных математических компетенций
  • Сформировать предложения по разработке универсального математического теста для разных групп специальностей
  • Выявить потребности в организации ДПО для студентов, направленных на ликвидацию неуспешности на первых курсах вуза
  • Разработать проект концепции проверки математических знаний для уровня бакалавриата, магистратуры разных образовательных стандартов

Темы курсовых работ, связанных с исследованием «Разработка подходов к оценке универсальных математических компетенций для разных групп специальностей»

Тема

Руководитель

Анализ бакалаврских программ НИУ ВШЭ математических учебных курсов по математическому анализу

Л. О. Бычкова

Анализ бакалаврских программ НИУ ВШЭ математических учебных курсов по линейной алгебре

А. С. Штерн

Анализ бакалаврских программ НИУ ВШЭ математических учебных курсов по дискретной математике

Н. В. Походня

Анализ бакалаврских программ НИУ ВШЭ математических учебных курсов по высшей математике

А. Р. Рязановский

Анализ бакалаврских программ НИУ ВШЭ математических учебных курсов по дифференциальным уравнениям

А. Р. Рязановский

Анализ бакалаврских программ НИУ ВШЭ математических учебных курсов по теории вероятностей и статистике

П. В. Семенов

Анализ бакалаврских программ НИУ ВШЭ математических учебных курсов по топологии

П. В. Семенов

Анализ бакалаврских программ НИУ ВШЭ математических учебных курсов по ТФКП

И. В. Гончарова

Цели исследования:

  • Проанализировать результаты вступительных данных на факультеты НИУ ВШЭ, показатели индивидуальных достижений абитуриентов НИУ ВШЭ естественно-научных факультетов
  • Выявить факторы, имеющие влияние на средний балл, рейтинг студентов, выживаемость студентов
  • Оценить влияние на средний балл успеваемости и места в рейтинге студентов следующих факторов:
    1. Наличие дипломов олимпиад школьников (Всероссийской и олимпиад из перечня РСОШ), их степень, предметы, количество, а также баллы, набранные на олимпиаде
    2. Суммарный балл, полученный на ЕГЭ, а также баллы, полученные по отдельным предметам
    3. Участие в учебно-тренировочных сборах, летних школах, образовательных программах
    4. Другие параметры, такие как: бюджетное/коммерческое обучение, наличие льгот для поступления по квотам, баллы индивидуальных достижений, потребность в общежитии, пол

Магистерские образовательные программы

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации

Ведение профессиональной деятельности в области образования по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ по математике в основной и средней школе

Команда

  • Ященко Иван Валериевич

    Ященко Иван Валериевич

    Научный руководитель лаборатории

    Oбразование и ученая степень
    1994 Кандидат физико-математических наук
    1990 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Математика»
    Профессиональные интересы
    #общая топология
    #теория множеств
    #методология математического образования

  • Рослова Лариса Олеговна

    Рослова Лариса Олеговна

    Заведующая лабораторией математического образования

    Образование и ученая степень
    1997 Кандидат педагогических наук
    1984 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Прикладная математика»
    Профессиональные интересы
    #методология математического образования
    #повышение квалификации педагогических кадров

  • Походня Наталья Витальевна

    Походня Наталья Витальевна

    Заместитель заведующего лабораторией

    Oбразование
    1992 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Математика, прикладная математика»
    Профессиональные интересы
    #внутришкольное дополнительное образование
    #математическое образование
    #повышение квалификации педагогических кадров

  • Рязановский Андрей Рафаилович

    Рязановский Андрей Рафаилович

    Эксперт

    Oбразование
    1991 Ученое звание: Доцент

    1978 Кандидат технических наук

    1975 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «математика», квалификация «Математик»

  • Огородникова Ольга Александровна

    Огородникова Ольга Александровна

    Методист

    Oбразование
    2014 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Механика»

  • Гончарова Инна Владимировна

    Гончарова Инна Владимировна

    Аналитик

    Образование

    2010 Ученое звание: Доцент

    1999г Кандидат педагогических наук: Московский государственный открытый педагогический университет

    1995 Специалитет: Московский государственный заочный педагогический институт, специальность «Математика, информатика и вычислительная техника» квалификация «Учитель математики и информатики»

  • Семенов Павел Владимирович

    Семенов Павел Владимирович

    Эксперт

    Образование

    2001 Ученое звание: Профессор

    1999 Доктор физико-математических наук

    1976 Специалитет: Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, специальность "Математика", квалификация "Учитель математики средней школы"

  • Наговицына Марина Владимировна

    Наговицына Марина Владимировна

    Эксперт

    Образование

    2019 Магистратура: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", специальность "Математика", квалификация "Магистр"

    2017 Бакалавриат: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", специальность "Прикладная математика и информатика", квалификация "Бакалавр"

  • Удалов Антон Павлович

    Удалов Антон Павлович

    Стажер-исследователь

    Образование

    2025 Магистратура: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", специальность "Математика", квалификация "Магистр"

    2022 Бакалавриат: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", специальность "Информатика и вычислительная техника", квалификация "Бакалавр"

  • Романеева Нина Сергеевна

    Стажер-исследователь

    Образование

    2023 Бакалавриат: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", специальность "Математика", квалификация "Бакалавр"

  • Смирнова Людмила Ивановна

    Смирнова Людмила Ивановна

    Менеджер

    Образование

    2005 Специалитет: Московский институт предпринимательства и права, специальность "Юриспруденция", квалификация "Юрист"

Новости

  • Студенты Совместной магистратуры НИУ ВШЭ и ЦПМ на педагогической практике

    На фото студент 2 курса И. Кисляков ГБОУ Школа N67, 9 класс

    На фото студент 2 курса Иван Кисляков, ГБОУ Школа N67, 9 класс

    В московских школах продолжается практика студентов Совместной магистратуры НИУ ВШЭ и Центра педагогического мастерства

    Современных учеников очень нелегко увлечь своим предметом. Необходимо заинтересовать и "держать" класс, объяснять сложные темы простыми словами. Хороший учитель - это не только носитель информации, он - наставник и проводник в мире знаний. Его уроки пробуждают любопытство и азарт. Он прекрасно владеет учебной программой, понимает связи за её пределами, может ответить на любые каверзные вопросы. Видит в классе не массу, а личностей с разными темпами восприятия и интересами. Общается с учениками на равных, ценит их мнение и создает атмосферу психологической безопасности, в которой не страшно ошибаться и задавать вопросы.

     

    Галерея новостей
  • Педагогическая практика студентов 1 курса Совместной магистратуры НИУ ВШЭ и Центра педагогического мастерства

    На фото студент 1 курса Ю.Кузнецов, ГБОУ Школа N7.

    Педагогическая практика - это тот самый момент, когда теория из учебников встречается с живым и непредсказуемым миром школы. Будущие учителя математики проводят первые самостоятельные уроки, учатся общаться со школьниками, получают советы наставников. Практика позволяет соединить академические знания с реальным опытом, сформировать профессиональную идентичность и оценить готовность к работе в школе.

    Галерея новостей
  • XXII Творческий конкурс учителей математики

    21 сентября 2025 года факультет математики НИУ «Высшая школа экономики» стал местом проведения XXII Творческого конкурса учителей по математике.

    Конкурс собрал 60 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ярославской, Архангельской, Челябинской областей, Республик Мордовия, Чувашия, Башкирия. Среди участников также были магистранты и выпускники факультета математики, работающие учителями.

    Помогали в проведении конкурса магистранты 1 курса Совместной магистратуры НИУ ВШЭ и ЦПМ.

    Продолжительность конкурса – 4,5 часа. Учителям были предложены 2 блока заданий: математический блок – задачи для решения; методический блок – задания, моделирующие повседневную работу учителя.

    Галерея новостей
  • VI Математический праздник для учащихся 6-7 классов

    16 февраля 2025 г. в школах Москвы прошел XXXVI Математический праздник (олимпиада) для учащихся 6 и 7 классов, в организации и проведении которого приняли участники сотрудники лаборатории и студенты факультета.

    Галерея новостей
  • Истории гениев, изменивших мир цифр

    Пифагор Самосский (ок.570 - ок.495 до н.э.) - древнегреческий философ, математик и мистик, основатель пифагорейской школы

         Родился на острове Самос в Эгейском море. В юности путешествовал по Египту и Вавилону, познакомился с традициями халдейских жрецов и магов, составил таблицы расположения звёзд и небесных тел, изучил теорию чисел. По возвращению в Грецию создал свою школу, в основе идеологии которой лежал аристократический принцип устройства общества. Школа вызвала неудовольствие демократических властей острова, Пифагору пришлось покинуть родину. В 531г. до н.э. он переселился в Южную Италию, и в городе Кротоне вновь основал свою школу - Пифагорейский союз, просуществовавший больше двух веков. Новое объединение Пифагор создал как секретную организацию, число её участников (в основном местных аристократов) строго ограничивалось. Претендент должен был выдержать обет пятилетнего молчания, когда он мог слушать голос учителя лишь из-за занавеса, а увидеть - когда "его душа будет очищена музыкой и тайной гармонией чисел". 

    Школа Пифагора положила начало новой науке - теории чисел. "Всё есть число" - главная идея пифагорейцев. Они считали, что числа лежат в основе гармонии мира.

    Самое известное достижение - теорема о соотношении сторон в прямоугольном треугольнике: a2 + b2 = c2, где с - гипотенуза. Также пифагорейцы изучали свойства целых чисел, классифицировали их на чётные и нечётные, простые и составные, открыли иррациональность и математические закономерности в музыке (соотношения длинны струн).

    Учёный погиб в городе Мерапонте во время восстания. Из Южной Италии пифагорейские идеи проникли в Афины, где благодаря Сократу стали широким идейным движением.

     

    Источник: Аванта+ Энциклопедия для детей [Том 27] Великие люди мира /ред.коллегия: М.Аксенова, О.Елисеева, Ю.Антонова и др. - М. : "Мир энциклопедий", 2006.

    Блог "Великие математики"
  •  

    Евклид (365-300 до н.э.), древнегреческий математик

          Родился в Афинах (по другим данным в Тире). О жизни ученого известно лишь то, что он был учеником Платона, а расцвет его деятельности пришёлся на время царствования в Египте Птолемея I Сотера (IVв. до н.э.) Некоторые биографические данные сохранились на страницах арабской рукописи XII в.: "Евклид, сын Наукрата, известный под именем Геометра, учёный старого времени, по своему происхождению грек, по местожительству сириец, родом из Тира". Евклид основал в Александрии математическую школу и создал для своих учеников фундаментальный труд по геометрии под общим названием "Начала" (около 325 г. до н.э.) В нём изложены основы планиметрии, стереометрии, теории чисел, алгебры, описаны методы определения площадей и объёмов и т.д. "Начала" состоят из 15 книг. Частично они представляют собой обработку трактатов греческих математиков V - IV вв. до н.э. "Начала" копировали на папирусе, пергаменте, бумаге, а позже типографским способом (впервые в 1533г. в Базеле, Швейцария). Вплоть до XX в. книга считалась базовым учебником по геометрии для школ и университетов.

    Еще одно значительное сочинение Евклида - "Данные" представляет собой введение в геометрический анализ. Учёному принадлежат также "Явления" (посвящены элементарной сферической астрономии), "Оптика" (содержит учение о перспективе) и "Катоптрика" (излагает теорию отражений в зеркалах), небольшой трактат "Сечения канона" (включает 10 задач о музыкальных интервалах), сборник задач по делению площадей фигур "О делениях" (дошел до нашего времени в арабском переводе). Умер Евклид предположительно в Александрии.

    Источник: Аванта+ Энциклопедия для детей [Том 27] Великие люди мира /ред.коллегия: М.Аксенова, О.Елисеева, Ю.Антонова и др. - М. : "Мир энциклопедий", 2006.

    Блог "Великие математики"

e-mail: matlab@hse.ru