• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119048, Москва,
ул. Усачёва, 6

тел. (495) 916-89-05
тел. (495) 772-95-90 *12725
E-mail: math@hse.ru

Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12713

Telegram каналы:
Канал Студсовета Матфака - @mathhse_council
Канал Деканата - @mathhse_news
Канал Учебного офиса ФМ - @mathhse_study
Канал Матфак внеучебка - @mathhse

ДПО факультета математики:
dpo-math@hse.ru

Проект «Математическая вертикаль»:
math.vertical@hse.ru

ЛМШ факультета математики - Летняя школа для школьников:
math.vertical.school@hse.ru 

Руководство
Научный руководитель Ландо Сергей Константинович
Заместитель декана по административной работе Балаева Светлана Васильевна
Заместитель декана по научной работе Горбунов Василий Геннадьевич
Заместитель декана по учебной работе Колесников Александр Викторович
Заместитель декана по работе с абитуриентами Пятов Павел Николаевич

Алгебра

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Алгебра является языком современной математики. Алгебраические структуры используются в геометрии, анализе, математической физике и других основных направлениях современной математики.В курсе Алгебры мы изучим основные понятия и концепции (кольца, поля, группы), необходимые для любого активно работающего математика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель изучения дисциплины Алгебра 1 состоит в освоении базовых конструкций теории коммутативных колец, теории полей, линейной алгебры и теории групп. Предполагается, что студент, освоивший дисциплину, сможет уверенно пользоваться теоретическими основами теории и применять их для решения математических задач различного происхождения, использующих алгебраические структуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с классификация конечнопорожденных абелевых групп. Понимание структуры модулей над евклидовыми кольцами.
  • Знание основ теории колец многочленов от нескольких переменных.
  • Знание основных опеределений и конструкций теории симметрических многочленов. Знакомство с основными приложениями.
  • Знание основных определений и примеров, умение строить конечные поля.
  • Знание основных понятий и конструкций линейной алгебры: векторные пространства, линейные отображения, двойственные пространства, определители.
  • Знание формулировок и доказательств теорем Гильберта о базисе и об инвариантах. Знакомство с основными приложениями.
  • Освоение алгоритма Евклида, умение находить наибольший общий делитель элементов кольца.
  • Освоение базовых определений и конструкций теории групп: подгруппы, нормальные делители, классы смежности, факторгруппы. Умение строить и описывать действия групп на множествах.
  • Умение работать с кольцами вычетов, умение пользоваться фактор конструкциями.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кольца вычетов
  • Поля
  • Многочлены многих переменных.
  • Симметрические многочлены и их приложения.
  • Модули над евклидовыми кольцами.
  • Метод Гаусса в области главных идеалов
  • Кольца и поля частных
  • Группы
  • Эрмитовы векторные пространства
  • Кватернионы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах первого семестра (S12)
    Активность каждого студента на практических занятиях   оценивается из 100 баллов по критериям, которые учитывают посещаемость, выходы к доске и домашние задания.
  • неблокирующий активность на семинарах третьего модуля (S3)
    Активность каждого студента на практических занятиях   оценивается из 100 баллов по критериям, которые учитывают посещаемость, выходы к доске и домашние задания.
  • неблокирующий контрольные работы в первом и втором модуле (K12)
    письменные контрольные работы
  • неблокирующий контрольные работы в третьем модуле (K3)
    письменные контрольные работы
  • неблокирующий задачи для самостоятельного решения в первом и втором модулях (L12)
    Листочки с задачами для самостоятельного решения. Решения записываются и рассказываются устно преподавателю. Количество подходов по каждой задаче не ограничено. Задачи можно решать в любом порядке и сдавать вплоть до официального начала зимней сессии.
  • неблокирующий задачи для самостоятельного решения в третьем модуле (L3)
    Листочки с задачами для самостоятельного решения. Решения записываются и рассказываются устно преподавателю. Количество подходов по каждой задаче не ограничено. Задачи можно решать в любом порядке и сдавать вплоть до официального начала весенней сессии после третьего модуля.
  • неблокирующий Устный экзамен за первый и второй модули (E12)
    Устный экзамен. В билете на экзамене два теоретических вопроса по 30 баллов и задача 30 баллов. Дополнительные 10 баллов студент может получить за блестящий ответ на экзамене выходящий за рамки программы экзамена.
  • блокирующий Устный экзамен, третий модуль (E3)
    Устный экзамен. В билете на экзамене два теоретических вопроса по 30 баллов и задача 30 баллов. Дополнительные 10 баллов студент может получить за блестящий ответ на экзамене выходящий за рамки программы экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    На итоговую оценку за 1 семестр влияют: оценка S12 за активность на семинарах, которую по 100-бальной шкале ставит ведущий семинары преподаватель, L12 = 100*(суммарное число решённых задач, включая необязательные)/(суммарное число обязательных задач) из задач для самостоятельного решения в первом семестре, K12 = 100*(суммарное число решённых задач, включая необязательные)/(суммарное число обязательных задач) в контрольных работах первого семестра, E12 оценка за устный экзамен в зимнюю сессию. В билете на экзамене два теоретических вопроса по 30 баллов и задача 30 баллов. Дополнительные 10 баллов студент может получить за блестящий ответ на экзамене выходящий за рамки программы экзамена. Итоговая оценка вычисляется по формуле min(10,(S12+L12+K12+E12)/34) и округляется до целого числа по стандартным правилам округления (до ближайшего целого, полуцелые округляются вверх).
  • 2025/2026 3rd module
    На итоговую оценку за 3ий модуль и за весь курс влияют: оценка S3 за активность на семинарах в третьем модуле, которую по 100-бальной шкале ставит ведущий семинары преподаватель, L3 = 100*(суммарное число решённых задач, включая необязательные)/(суммарное число обязательных задач) из задач для самостоятельного решения, K3 = 100*(суммарное число решённых задач, включая необязательные)/(суммарное число обязательных задач) в контрольных работах третьего модуля, E3 это оценка за устный экзамен в сессию после третьего модуля. В билете на экзамене два теоретических вопроса по 30 баллов и задача 30 баллов. Дополнительные 10 баллов студент может получить за блестящий ответ на экзамене выходящий за рамки программы экзамена. Итоговая оценка вычисляется по формуле min(10,(S3+L3+K3+E3)/34) и округляется до целого числа по стандартным правилам округления (до ближайшего целого, полуцелые округляются вверх).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Курс алгебры, Винберг, Э. Б., 2002
  • Курс алгебры, Винберг, Э. Б., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в алгебру. Ч.1: Основы алгебры, Кострикин, А. И., 2009
  • Введение в алгебру. Ч.2: Линейная алгебра, Кострикин, А. И., 2009

Авторы

  • Амбург Наталья Яковлевна
  • Львовский Сергей Михайлович
  • Америк Екатерина Юрьевна
  • Фейгин Евгений Борисович
  • Рыбников Леонид Григорьевич
  • Кириченко Валентина Алексеевна
  • Матушко Мария Георгиевна
  • Смирнов Евгений Юрьевич
  • Куюмжиян Каринэ Георгиевна