• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119048, Москва,
ул. Усачёва, 6

тел. (495) 916-89-05
тел. (495) 772-95-90 *12720
тел. (495) 772-95-90 *12726 (декан)
E-mail: math@hse.ru

Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12713

ДПО факультета математики:
dpo-math@hse.ru

Руководство
Научный руководитель Ландо Сергей Константинович
Заместитель декана по административной работе Балаева Светлана Васильевна
Заместитель декана по по научной работе Горбунов Василий Геннадьевич
Заместитель декана по учебной работе Колесников Александр Викторович
Заместитель декана по работе с абитуриентами Пятов Павел Николаевич

Выпускники и карьерные перспективы

«Математик сделает это лучше»
— Г. Штейнгауз

Каковы карьерные перспективы дипломированного математика?

Самая очевидная его роль — математик-исследователь и преподаватель, доказывающий новые теоремы и обучающий математике студентов или школьников. Этот ответ весьма привлекателен: например, в ведущем мировом рейтинге Jobs Rated профессии «Математик» и «Профессор университета» занимают первые две строки, а журнал Forbes пишет: «...this year science and math are king on the job market

Типичная карьера чистого математика начинается с поступления в аспирантуру, защиты диссертации кандидата физико-математических наук в России или PhD in Mathematics за рубежом (2-5 лет), работы на позициях постдокторского уровня (2-7 лет), и затем получения позиции в университете или исследовательском институте. Первый выпуск нашей магистратуры состоялся в 2014г, поэтому наши выпускники находятся пока в самом начале этого пути. Тем не менее, мы можем уже гордиться ими: около четверти наших выпускников поступает в аспирантуры лучших математических факультетов мира, таких как Harvard, Caltech, Columbia, MIT, Princeton, Yale, ETH Zurich. Дадим слово самим выпускникам:

Разумеется, эту дорогу выбирают не все выпускники математических факультетов -- многие идут в смежные области и наукоемкие приложения. Но тут важно отметить: чтобы успешно учиться на математическом факультете, математика должна увлекать сама по себе, а не как инструмент для достижения других целей. Задумайтесь: может ли математическая задача "зацепить" Вас настолько, что Вы потратите на нее выходные? Может ли книга по математике настолько Вас заинтересовать, что Вы потратите на ее изучение каникулы? Насколько Вам интересно осваиваться с абстрактными понятиями и решать абстрактные головоломки, не привязанные к каким-либо приложениям? На эти вопросы должен ответить для себя каждый, кто выбирает между математикой и смежными специальностями бакалавриата.

Каковы конкурентные преимущества дипломированного математика вне чистой математики?

  • Наиболее развиваемые и востребованные науки и приложения либо насыщены математическими методами (экономика и финансы, компьютерные науки и IT), либо стремительно ими насыщаются (лингвистика, медицина, социология,..). Например, экономика сто лет назад была очевидно гуманитарной наукой, а теперь почти половина нобелевских лауреатов по экономике имеют бакалаврский диплом физико-математической направленности. И сейчас этот процесс математизации затрагивает все новые области, постоянно увеличивая повсюду потребность в специалистах с математической квалификацией.
  • Принятую сейчас философию job market signaling (созданную, кстати, одним из вышеупомянутых нобелевских лауреатов по экономике с математическим образованием), можно, бесконечно упрощая, сформулировать так. Диплом ВУЗа сигнализирует работодателю не столько о конкретных знаниях, полученных выпускником, сколько о том, что у выпускника хватило мотивации, способностей и трудолюбия четыре года эффективно разбираться в неких трудных вопросах. При таком взгляде на вещи диплом математика является исключительно эффектным сигналом работодателю — «Математика полезна тем, что она трудна» (А.Д.Александров). Именно поэтому для абстрактной, креативной и нестандартной работы, пусть даже без явной математической составляющей, работодатели так часто нанимают дипломированного математика.
  • Наконец, самое главное: математики умеют решать новые сложные задачи. Дело в том, что у большинства людей столкновение с проблемой, для которой неизвестен алгоритм решения, вызывает стресс и растерянность. Редкое исключение из этого правила — выпускники математических факультетов. Опыт научных исследований делает для них нормальной рабочей обстановкой ситуацию интеллектуальной неопределенности, в которой нужно самостоятельно сформулировать стоящую задачу и изобрести пути ее решения.

Именно поэтому уже более трех веков носители математической культуры играют роль «интеллектуального десанта» цивилизации, оказываясь на переднем крае большинства прорывов в науках и приложениях, с тем чтобы развить новую область и наладить в ней процесс обучения узких специалистов.

В каких областях, кроме чистой математики, востребованы дипломированные математики?

Без преувеличения можно сказать, что рынок труда, на который выходит выпускник математического факультета — это весь мировой рынок интеллектуального труда. Получить о нем представление можно на страницах смежных специальностей:

И со всеми этими областями наши студенты имеют возможность познакомиться за время обучения: ведь на старших курсах и в магистратуре можно включать в индивидуальный учебный план предметы любых факультетов НИУ ВШЭ, посещать курсы ШАД Яндекс, выбирать майнор (вторую специальность) и посещать летние школы при финансовой поддержке факультета. Слово студентам и выпускникам:

Где продолжают обучение выпускники факультета математики?

Большинство наших выпускников предпочитает второе образование работе. Примеры специальностей, на которых они продолжают обучение:

  • Математика
  • Математическая физика
  • Теоретическая экономика
  • Прикладная математика
  • Прикладная экономика
  • Компьютерная лингвистика
  • Наука о данных
  • Статистические и математические методы анализа и прогнозирования экономики

 

Среди университетов, в аспирантуры которых поступают выпускники Факультета:

  • Высшая школа экономики
  • Harvard University
  • Caltech
  • Columbia University
  • Leiden University
  • MIT
  • University of Michigan
  • Pennsylvania State University
  • Princeton University
  • Российская экономическая школа
  • Northeastern University
  • Northwestern University
  • University of Geneva
  • Indiana Universityemploy
  • University of Maryland
  • McGill University
  • University of Nice Sophia Antipolis
  • Университет Paris Sud
  • Toronto University
  • Stony Brook
  • Yale University
  • ETH Zurich
  • Stanford
  • Сколтех

Где работают выпускники факультета математики?

Несмотря на молодость нашего факультета, наши «первые ласточки» вне академических стен уже трудятся в сферах страхования, аналитики, IT и других наукоемких направлениях в зарубежных и российских компаниях. Разумеется, они повсюду востребованы в математическом образовании — и в ведущих университетах (таких как MIT и университет Мэрилэнда), и в лучших московских школах (№ 2, № 57 и № 179), и в самом НИУ ВШЭ, где одна из наших выпускниц получает звание Лучшего преподавателя уже шестой год подряд. Примеры мест работы:

Карьера в области бизнеса, экономики и финансов:

  • Актуарий, Zurich
  • Старший аналитик по маркетингу, Coca Cola Hellenic
  • Руководитель управлением корпоративного бизнеса, ООО «КБ «МЕЖТРАСТБАНК»
  • Старший аналитик в отделе планирования и прогнозирования услуг ШПД и IPTV, «Вымпелком»
  • Главный специалист планово-экономического департамента, Банк Москвы
  • Аудитор, KPMG
  • Аналитик, Axes Management
  • Аналитик, AT Consulting
  • Ведущий эксперт бизнес процессов отдела сопровождения кредитных операций, ЦБ РФ

Карьера в сфере IT:

  • Системный архитектор, «PayOnline»
  • Техник-програмист, «Delta Solutions»
  • Penetration tester, «Инсекьюрити»
  • Разработчик, «Яндекс»
  • Старший разработчик, «ТКС банк»
  • Инженер-программист, «RadiumOne»

Академическая карьера:

  • Преподаватели других факультетов НИУ ВШЭ
  • Учителя математических классов в школах ГБОУ ЦО №57, Государственный лицей «Вторая школа», ГОУ СОШ 179 МИОО.
  • Сотрудники MIT, University of Chicago, Cornell University, Ecole polytechnique, Max Planck Institute for Mathematics.