• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119048, Москва,
ул. Усачёва, 6

тел. (495) 916-89-05
тел. (495) 772-95-90 *12720
тел. (495) 772-95-90 *12726 (декан)
E-mail: math@hse.ru

Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12713

ДПО факультета математики:
dpo-math@hse.ru

Проект «Математическая вертикаль»:
math.vertical@hse.ru

ЛМШ факультета математики - Летняя школа для школьников:
math.vertical.school@hse.ru 

Руководство
Научный руководитель Ландо Сергей Константинович
Заместитель декана по административной работе Балаева Светлана Васильевна
Заместитель декана по научной работе Горбунов Василий Геннадьевич
Заместитель декана по учебной работе Колесников Александр Викторович
Заместитель декана по работе с абитуриентами Пятов Павел Николаевич

О жизни после матфака и работе в ABBYY

Выпускник бакалавриата факультета математики Игорь Даровских рассказал о своём обучении в НИУ ВШЭ, а также о нынешней работе в компании ABBYY.

Расскажи о своем обучении на матфаке: сложно ли было, что нравилось, а что нет?


Я поступил на матфак после окончания маткласса 57 школы и уже был увлечён математикой, знаком с математической культурой, поэтому начало обучения было не таким сложным. Мне было интересно учиться на матфаке на протяжении всего бакалавриата, и у меня остались исключительно положительные эмоции и воспоминания. Очень нравились содержание и чёткая организация курсов, доступность материалов, преподавательский состав и атмосфера серьёзной учёбы. Еще нравилось, что расписание было составлено так, что не нужно было приезжать к первой паре, и то, что не было жёстких требований к посещаемости лекций: курс можно было выучить самому, главное – результат и соблюдение дедлайнов. Также радовала возможность выбирать курсы после двух лет обучения, хотя здесь же была одна проблема лично для меня: не хватало общей картины того, где какими задачами нужно будет заниматься, как связаны разные направления. Было бы здорово, если бы существовало какое-то графическое представление разных областей, что-то вроде «карты математики», по которой было бы проще ориентироваться.


Где ты продолжил обучение после матфака?


На последних курсах бакалавриата встал вопрос о дальнейшем обучении в магистратуре, был выбор в основном между Матфаком и ФКН. Я выбрал ФКН по нескольким причинам. Во-первых, ещё в школе мне было интересно программирование, я становился призёром нескольких олимпиад, на третьем курсе поступил в Школу анализа данных, поэтому хотел продолжить развитие в этом направлении. Во-вторых, мне нужно было определяться с будущей профессией, и, с точки зрения простоты поиска работы и среднего дохода, программирование выглядело привлекательнее, чем профессия, связанная с чистой математикой. В-третьих, я хорошо написал олимпиаду для поступления на ФКН, место в этой магистратуре было мне гарантировано. Из доступных направлений я выбрал «Науки о данных». Обучение на факультете компьютерных наук было заметно проще последнего года на матфаке, но я получил немного технического опыта и обзор того, что входит в понятие «компьютерные науки». Несмотря на то, что некоторые курсы уступали программе матфака по части организации и содержания, большая часть всё же была полезной. В 2019 году я окончил магистратуру.


Какие курсы и преподаватели матфака запомнились больше всего и почему?


У меня хорошие воспоминания обо всех курсах и преподавателях, но больше других запомнились курсы «Топология» (Ю.М. Бурман) и «Функциональный анализ 2» (Пирковский А.Ю.) своей нетривиальностью и красотой. Из преподавателей, конечно, запомнились научные руководители: на первом курсе я думал заняться логикой, поэтому писал курсовую работу про лямбда-исчисление под руководством академика Л.Д. Беклемишева и Д.С. Шамканова. На втором курсе – про MDS-коды с исправлением ошибок и их связь с проективной геометрией у Н.К. Верещагина. На третьем курсе в попытке совместить работу, ШАД, учёбу и самостоятельную жизнь не успел выполнить курсовую работу в срок и досдавал ее в начале 4 курса. Разобраться со статистическими свойствами T-экспоненты мне очень помогли Кирилл Петрович Зыбин и Антон Сергеевич Ильин. Времени было очень немного, но преподаватели пошли мне навстречу, за что я им очень благодарен. На эту же тему впоследствии писал диплом.


Какие умения и навыки, полученные во время учёбы, пригодились тебе потом?


Из умений и навыков, полученных на матфаке – это, конечно же, неплохое знание разной математики, достаточное для всех обозримых для меня сейчас задач. Также пригодился навык чётко формулировать свои мысли, ведь, как говорили великие, «математика - царица всех наук», «ум в порядок приводит». Получил немаловажный опыт оформления решений или статей в LaTeX, который пригодился мне и на ФКНе, и в ШАДе, и для составления листочков для своих учеников. Но, пожалуй, самое полезное, чему я научился – это способность разбираться в новом сложном материале в короткий срок и быть уверенным в своих силах.


Работал ли ты во время учёбы? Как удавалось всё совмещать?


Во время учёбы я почти всегда немного подрабатывал. Помогал вести вечернюю математическую школу (ВМШ) для 6-8 классов в 57 школе и давал частные уроки по математике, физике и информатике. Число учеников было небольшим – 2-3 человека, поэтому на это уходило разумное количество времени. На 3 курсе совмещать работу и учебу стало сильно сложнее: появился ШАД, я взял больше учеников, так как нужны были деньги на аренду жилья. Тогда удалось сдать все курсы во многом благодаря тому, что учебный процесс как в ШАДе, так и на матфаке был хорошо организован: требования были понятны, а материалы доступны. Но возникли проблемы с курсовой работой. На 4 курсе в первом семестре я пробовал работать программистом на языке Java около 20 часов в неделю, но совмещать работу с учёбой оказалось слишком сложно, и я, закрыв две задолженности по теории поля и гамильтоновой механике, отказался от работы. Для себя сделал вывод, что во время учебы в бакалавриате оптимально иметь несколько учеников, которые занимают 6-8 часов в неделю, но полноценная работа (особенно, почти не связанная с математикой) отвлекает от учебного процесса.


Как складывалась твоя карьера после окончания матфака?


После окончания матфака я поступил на ФКН и продолжил давать частные уроки. Во втором семестре первого года обучения на ФКН мне предложили поработать программистом, я успешно прошёл собеседование, но, учитывая число курсов и предыдущий неудачный опыт совмещения учёбы с полноценной работой, всё же отказался. После этого летом устроился в ABBYY, где и работаю до сих пор. Эта компания создаёт решения в области искусственного интеллекта, ввода документов и обработки данных. Мне удавалось совмещать работу с учёбой, так как на 2 курсе магистратуры ФКН мое расписание стало более свободным. 


Как ты попал в ABBYY, как получил предложение о работе?


В магистратуре ФКН студенты проходят летнюю практику: они работают в течение двух недель, а потом сдают отчёт. Практику можно проходить, работая над курсовой под контролем научного руководителя или занимаясь задачей, связанной с выбранным направлением обучения, в какой-нибудь компании. Кстати, некоторые компании презентуют на факультете задачи, которыми можно у них заниматься.  Я составил резюме и начал искать место для стажировки. Через знакомых я узнал о вакансии разработчика на C++ в группе анализа изображений в компании ABBYY. На этой позиции я также смог бы зачесть практику, занимаясь задачей поиска лиц на изображении. Я прошёл несколько собеседований, где пригодились знания алгоритмов, структур данных и машинного обучения, полученные в ШАДе и частично на ФКНе и получил оффер (предложение работать). На протяжении следующих четырех месяцев я сдавал достаточно сложные внутренние экзамены и занимался задачей для практики, но это уже другая история.

Какие у тебя планы, к чему ты стремишься в профессиональном плане?


В команде ABBYY я уже полтора года. За это время я научился многим техническим вещам и получил опыт работы с большим количеством кода. В ближайших планах – продолжить развиваться в этом направлении и закончить ШАД.


Что посоветуешь нынешним студентам?

Во-первых, хотел бы посоветовать подробно разобраться в курсах, которые  читаются в первые два года обучения, потому что этот материал много раз ещё встретится. Это, как минимум, поможет сэкономить много времени в будущем. Во-вторых, если планируете связать жизнь с программированием, рекомендую ШАД или отдельные курсы оттуда и особенно – летние стажировки после второго-третьего курса в крупных компаниях. Во время таких стажировок можно получить полезный опыт работы в команде и технический опыт: поработать с кодом, системами контроля версий, порешать интересные задачи, возникающие в реальных проектах, – и всё это без ущерба для учёбы в вузе. К тому же это позволит заработать немного денег и лучше понять: подходит ли вам выбранная профессия. В начале карьерного пути мне очень не хватало именно такого опыта.

Автор: Людмила Земчихина


23.01.2020 г. ABBYY приглашает студентов факультета математики на экскурсию в офис компании.  


Количество мест ограничено.


Начало 23 января 2020 года в 18.00 в бизнес-центре «Отрадный»