Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119048, Москва,
ул. Усачёва, 6
тел. (495) 916-89-05
тел. (495) 772-95-90 *12720
тел. (495) 772-95-90 *12726 (декан)
E-mail: math@hse.ru
Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12713
ДПО факультета математики:
dpo-math@hse.ru
Проект «Математическая вертикаль»:
math.vertical@hse.ru
ЛМШ факультета математики - Летняя школа для школьников:
math.vertical.school@hse.ru
Редакторы сайта факультета:
Расскажи о своем обучении на матфаке: сложно ли было, что нравилось, а что нет?
Я поступил на матфак после окончания маткласса 57 школы и уже был увлечён математикой, знаком с математической культурой, поэтому начало обучения было не таким сложным. Мне было интересно учиться на матфаке на протяжении всего бакалавриата, и у меня остались исключительно положительные эмоции и воспоминания. Очень нравились содержание и чёткая организация курсов, доступность материалов, преподавательский состав и атмосфера серьёзной учёбы. Еще нравилось, что расписание было составлено так, что не нужно было приезжать к первой паре, и то, что не было жёстких требований к посещаемости лекций: курс можно было выучить самому, главное – результат и соблюдение дедлайнов. Также радовала возможность выбирать курсы после двух лет обучения, хотя здесь же была одна проблема лично для меня: не хватало общей картины того, где какими задачами нужно будет заниматься, как связаны разные направления. Было бы здорово, если бы существовало какое-то графическое представление разных областей, что-то вроде «карты математики», по которой было бы проще ориентироваться.
Где ты продолжил обучение после матфака?
На последних курсах бакалавриата встал вопрос о дальнейшем обучении в магистратуре, был выбор в основном между Матфаком и ФКН. Я выбрал ФКН по нескольким причинам. Во-первых, ещё в школе мне было интересно программирование, я становился призёром нескольких олимпиад, на третьем курсе поступил в Школу анализа данных, поэтому хотел продолжить развитие в этом направлении. Во-вторых, мне нужно было определяться с будущей профессией, и, с точки зрения простоты поиска работы и среднего дохода, программирование выглядело привлекательнее, чем профессия, связанная с чистой математикой. В-третьих, я хорошо написал олимпиаду для поступления на ФКН, место в этой магистратуре было мне гарантировано. Из доступных направлений я выбрал «Науки о данных». Обучение на факультете компьютерных наук было заметно проще последнего года на матфаке, но я получил немного технического опыта и обзор того, что входит в понятие «компьютерные науки». Несмотря на то, что некоторые курсы уступали программе матфака по части организации и содержания, большая часть всё же была полезной. В 2019 году я окончил магистратуру.
Какие курсы и преподаватели матфака запомнились больше всего и почему?
У меня хорошие воспоминания обо всех курсах и преподавателях, но больше других запомнились курсы «Топология» (Ю.М. Бурман) и «Функциональный анализ 2» (Пирковский А.Ю.) своей нетривиальностью и красотой. Из преподавателей, конечно, запомнились научные руководители: на первом курсе я думал заняться логикой, поэтому писал курсовую работу про лямбда-исчисление под руководством академика Л.Д. Беклемишева и Д.С. Шамканова. На втором курсе – про MDS-коды с исправлением ошибок и их связь с проективной геометрией у Н.К. Верещагина. На третьем курсе в попытке совместить работу, ШАД, учёбу и самостоятельную жизнь не успел выполнить курсовую работу в срок и досдавал ее в начале 4 курса. Разобраться со статистическими свойствами T-экспоненты мне очень помогли Кирилл Петрович Зыбин и Антон Сергеевич Ильин. Времени было очень немного, но преподаватели пошли мне навстречу, за что я им очень благодарен. На эту же тему впоследствии писал диплом.
Какие умения и навыки, полученные во время учёбы, пригодились тебе потом?
Из умений и навыков, полученных на матфаке – это, конечно же, неплохое знание разной математики, достаточное для всех обозримых для меня сейчас задач. Также пригодился навык чётко формулировать свои мысли, ведь, как говорили великие, «математика - царица всех наук», «ум в порядок приводит». Получил немаловажный опыт оформления решений или статей в LaTeX, который пригодился мне и на ФКНе, и в ШАДе, и для составления листочков для своих учеников. Но, пожалуй, самое полезное, чему я научился – это способность разбираться в новом сложном материале в короткий срок и быть уверенным в своих силах.
Работал ли ты во время учёбы? Как удавалось всё совмещать?
Во время учёбы я почти всегда немного подрабатывал. Помогал вести вечернюю математическую школу (ВМШ) для 6-8 классов в 57 школе и давал частные уроки по математике, физике и информатике. Число учеников было небольшим – 2-3 человека, поэтому на это уходило разумное количество времени. На 3 курсе совмещать работу и учебу стало сильно сложнее: появился ШАД, я взял больше учеников, так как нужны были деньги на аренду жилья. Тогда удалось сдать все курсы во многом благодаря тому, что учебный процесс как в ШАДе, так и на матфаке был хорошо организован: требования были понятны, а материалы доступны. Но возникли проблемы с курсовой работой. На 4 курсе в первом семестре я пробовал работать программистом на языке Java около 20 часов в неделю, но совмещать работу с учёбой оказалось слишком сложно, и я, закрыв две задолженности по теории поля и гамильтоновой механике, отказался от работы. Для себя сделал вывод, что во время учебы в бакалавриате оптимально иметь несколько учеников, которые занимают 6-8 часов в неделю, но полноценная работа (особенно, почти не связанная с математикой) отвлекает от учебного процесса.
Как складывалась твоя карьера после окончания матфака?
После окончания матфака я поступил на ФКН и продолжил давать частные уроки. Во втором семестре первого года обучения на ФКН мне предложили поработать программистом, я успешно прошёл собеседование, но, учитывая число курсов и предыдущий неудачный опыт совмещения учёбы с полноценной работой, всё же отказался. После этого летом устроился в ABBYY, где и работаю до сих пор. Эта компания создаёт решения в области искусственного интеллекта, ввода документов и обработки данных. Мне удавалось совмещать работу с учёбой, так как на 2 курсе магистратуры ФКН мое расписание стало более свободным.
Как ты попал в ABBYY, как получил предложение о работе?
В магистратуре ФКН студенты проходят летнюю практику: они работают в течение двух недель, а потом сдают отчёт. Практику можно проходить, работая над курсовой под контролем научного руководителя или занимаясь задачей, связанной с выбранным направлением обучения, в какой-нибудь компании. Кстати, некоторые компании презентуют на факультете задачи, которыми можно у них заниматься. Я составил резюме и начал искать место для стажировки. Через знакомых я узнал о вакансии разработчика на C++ в группе анализа изображений в компании ABBYY. На этой позиции я также смог бы зачесть практику, занимаясь задачей поиска лиц на изображении. Я прошёл несколько собеседований, где пригодились знания алгоритмов, структур данных и машинного обучения, полученные в ШАДе и частично на ФКНе и получил оффер (предложение работать). На протяжении следующих четырех месяцев я сдавал достаточно сложные внутренние экзамены и занимался задачей для практики, но это уже другая история.
Какие у тебя планы, к чему ты стремишься в профессиональном плане?
В команде ABBYY я уже полтора года. За это время я научился многим техническим вещам и получил опыт работы с большим количеством кода. В ближайших планах – продолжить развиваться в этом направлении и закончить ШАД.
Что посоветуешь нынешним студентам?
Во-первых, хотел бы посоветовать подробно разобраться в курсах, которые читаются в первые два года обучения, потому что этот материал много раз ещё встретится. Это, как минимум, поможет сэкономить много времени в будущем. Во-вторых, если планируете связать жизнь с программированием, рекомендую ШАД или отдельные курсы оттуда и особенно – летние стажировки после второго-третьего курса в крупных компаниях. Во время таких стажировок можно получить полезный опыт работы в команде и технический опыт: поработать с кодом, системами контроля версий, порешать интересные задачи, возникающие в реальных проектах, – и всё это без ущерба для учёбы в вузе. К тому же это позволит заработать немного денег и лучше понять: подходит ли вам выбранная профессия. В начале карьерного пути мне очень не хватало именно такого опыта.
Автор: Людмила Земчихина
23.01.2020 г. ABBYY приглашает студентов факультета математики на экскурсию в офис компании.
Количество мест ограничено.
Начало 23 января 2020 года в 18.00 в бизнес-центре «Отрадный»