• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119048, Москва,
ул. Усачёва, 6

тел. (495) 916-89-05
тел. (495) 772-95-90 *12720
тел. (495) 772-95-90 *12726 (декан)
E-mail: math@hse.ru

Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12713

ДПО факультета математики:
dpo-math@hse.ru

Руководство
Научный руководитель Ландо Сергей Константинович
Заместитель декана по административной работе Балаева Светлана Васильевна
Заместитель декана по по научной работе Горбунов Василий Геннадьевич
Заместитель декана по учебной работе Колесников Александр Викторович
Заместитель декана по работе с абитуриентами Пятов Павел Николаевич

Выпускник факультета математики об Alma Mater и аспирантуре в Leiden University

Павел Соломатин – один из первых выпускников факультета математики НИУ ВШЭ. Он успешно закончил бакалавриат и магистратуру, после чего поступил в аспирантуру Leiden University, где сейчас занимается исследованиями в области теории чисел под научным руководством Барт де Смита (Bart de Smit).

Выпускник факультета математики об Alma Mater и аспирантуре в Leiden University


Почему вы решили поступать на факультет математики Вышки?

Откровенно говоря, у меня нет ясного ответа на этот вопрос. Со средней школы я знал, что хочу заниматься математикой, но когда я поступал в университет в 2008 году, факультет математики ВШЭ только-только создавался. Мы были первые студенты факультета. Естественно, никакой  информации о том, как и чему будут учить на факультете, ни у кого из абитуриентов не было. Более того, семь лет назад практически никто из моих знакомых не знал о существовании ВШЭ. Поэтому мой выбор не более чем случайность. Я просто сдал все экзамены, увидел свою фамилию в списках и отнес оригиналы документов в приемную комиссию.

Повлияла ли учёба в Вышке на выбор жизненного пути? Что вам больше всего запомнилось за время вашего обучения?

Безусловно, да: если бы в моей жизни не было факультета математики, то никакой речи о занятии математикой и быть не могло. Большая часть людей, которые учились со мной в школе, спокойно поступили на технические факультеты ведущих российских вузов. Только из моего класса в московский университет пошли учиться 7 человек. К сожалению, сейчас практически никто из них не хочет заниматься наукой. В то же время, на факультет математики из 179 школы в тот год поступило пять человек. Закончили факультет трое, и все трое сейчас, так или иначе, вполне серьезно занимаются математикой. 

О ком из преподавателей вы до сих пор вспоминаете?

Я вспоминаю всех людей, которые меня учили. Особенно теплыми словами тех, кто преподавал на первых курсах: С.М. Львовского, Ю.М. Бурмана, Г.Л. Рыбникова, О.В. Шварцмана и многих-многих других. 

Где вы продолжили свое обучение после окончания бакалавриата?  
Какие направления математики вам наиболее интересны? Когда вы решили, что вам интересны именно они?

После бакалавриата я продолжил обучение в магистратуре факультета математики.  Мне интересны различные разделы математики, но главной областью моих интересов является теория чисел. Я понял, что хочу заниматься арифметикой, еще на младших курсах бакалавриата, благородя своему научному руководителю - Алексей Ивановичу Зыкину, с которым мы работали с момента его прихода на факультет, с 2009 года, и вплоть до моего отъезда.

Какие требования предъявляли к вам при поступлении в аспирантуру? Какие знания и навыки пригодились вам в аспирантуре и чего явно не хватало?

Для большинства западных аспирантур требования вполне стандартные: знание предмета и желание учиться. Формально это выражается в большом наборе документов, который включает себя: резюме, рекомендации профессоров, выписки с оценками, языковой сертификат, всевозможные околонаучные труды и так далее. В  процессе поступления пришлось пройти пару собеседований. Что касается знаний и навыков, которых мне не хватало, то здесь мне довольно сложно ответить. Вроде бы особых проблем пока не было. 

Расскажите об университете, в котором вы учитесь, какой научной проблемой занимаетесь?

Я учусь в Лейденском университете. Лейден - это небольшой город в Нидерландах, который расположен прямо между Гаагой и Амстердамом. Сам университет имеет богатую историю: он был основан в 1575 году. Задача, которую я решаю, касается L-функций различных представлений абсолютной группы Галуа глобальных полей. На более понятном языке для широкой публики можно сказать, что моя задача является арифметическим аналогом следующей классической геометрической проблемы: можно ли услышать форму барабана, более формально: можно ли восстановить поверхность, зная спектр оператора Лапласа на ней.  
  
Как проходит обучение? Чем оно отличается от обучения в Вышке?

Большую часть времени я работаю над своей задачей. Лейден оказался хорошим местом для тех, кто интересуется теорией чисел. Больше половины людей на факультете занимаются арифметикой, поэтому если у тебя возникает какой-то вопрос арифметической природы, ты всегда можешь найти нужного специалиста, который поможет тебе быстро войти в курс дела. Если сравнивать западную и российскую школы, то я бы сказал, что каждая из школ по-своему хороша, но для разных ступеней образования. В балавриате ВШЭ дают очень серьезную базу, на мой взгляд, гораздо более содержательную, чем в большинстве западных университетов. Зато, хороших аспирантских школ (в широком смысле этого слова) в Москве по многим разделам математики просто нет. Мне кажется, тут будет сложно кардинально исправить ситуацию силами одной Вышки.

Часто ли вы видитесь с однокурсниками?

С некоторыми товарищами я встречаюсь периодически, хотя со многими получается видеться гораздо реже, чем того хотелось бы. Около 10 человек уехали учиться и работать на другой материк, преимущественно в Америку. Многие уехали из Москвы обратно в города, в которых они выросли. Да и сам я сейчас не очень много времени провожу в Москве. 

Бывает ли у вас, помимо учебы, свободное время? Чем Вы занимаетесь?

Свободного от занятий времени хватает, но не могу сказать, что его много. По-возможности стараюсь поддерживать себя в нормальной физической форме. Занятия спортом помогают снять умственное напряжение, накопленное за день.

Какой совет вы бы дали будущим поколениям математиков Вышки, нынешним студентам?

Учитесь только для себя. Не ради оценок, стипендии, похвалы со стороны учителей или родителей. Это все не имеет никакого смысла. Ставьте себе свои задачи и пытайтесь искать на них ответы, постарайтесь найти что-то свое, что по-настоящему вас цепляет. Главное, чтобы вам самим было интересно. Иначе занятия математикой превратят вашу жизнь в невыносимую пытку.
 
Вы не жалеете, что выбрали эту сферу деятельности?

По-моему, нельзя об этом жалеть: ты либо занимаешься наукой, либо нет. 

У вас есть главная цель в жизни? Каковы Ваши дальнейшие планы?

Пока об этом рано говорить. Вначале мне надо написать диссертацию, а уже потом думать о дальнейших планах.