• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119048, Москва,
ул. Усачёва, 6

тел. (495) 916-89-05
тел. (495) 772-95-90 *12720
тел. (495) 772-95-90 *12726 (декан)
E-mail: math@hse.ru

Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12713

ДПО факультета математики:
dpo-math@hse.ru

Руководство
Научный руководитель Ландо Сергей Константинович
Заместитель декана по административной работе Балаева Светлана Васильевна
Заместитель декана по по научной работе Горбунов Василий Геннадьевич
Заместитель декана по учебной работе Колесников Александр Викторович
Заместитель декана по работе с абитуриентами Пятов Павел Николаевич

Летняя школа в Pennsylvania State University

Впечатления Александры Пушкарь об учебе в летней школе в Pennsylvania State University

В январе 2010 года я задумалась, как я хочу провести лето, и решила, что буду заниматься математикой. Я рассматривала две возможности: поехать в школу «Современная математика» в Дубне и один из летних математических лагерей, которые проводят Американские университеты. Список этих лагерей  есть на сайте Американского математического общества. Сначала я решила подать сразу в несколько мест, чтобы увеличить вероятность того, что меня примут. Владлен Анатольевич Тиморин посоветовал мне поехать именно в Pennsylvania State University.

Я написала организаторам этой школы. Мне тут же ответили, что они рассмотрят мою заявку, но не смогут мне ничего оплатить. Дело в том, что для американских студентов, получивших место в таком лагере, пребывание там не только бесплатно, они еще и получают стипендию. Поддерживает эту программу Американский Национальный научный фонд (NSF), и вся поддержка только для резидентов США. В это время на сайте Вышки появилось объявление о конкурсе на поддержку участия в летних научных школах. Для того, чтобы подать документы на этот грант, нужно иметь приглашение от школы. Я написала в Пеннстейт, и мне прислали приглашение еще до официального окончания конкурса, иначе бы я не успела бы подать на Вышкинский грант. В последствии время приема заявок было продлено. Получение этой стипендии не решало окончательно вопроса об оплате поездки, но в третьем, четвертом и пятом модуле я работала учебным ассистентом в Вышке по одному из математических курсов для гуманитариев. Зарплата учебного ассистента и грант вместе как раз и покрыли затраты на дорогу, страховку и проживание. Денег за обучение Университет с меня не взял, так как я не могла получить стипендию NSF.

30го июля я приехала в Пеннстейт. Я с другими участницами лагеря жила в отдельном домике. Девочек в программе было всего трое, мальчиков двадцать два. На эту программу приехали студенты из самых разных университетов. Самыми младшими были студенты, которые в этом сентябре начали учиться в Гарварде. Самому старшему было 29 лет, в этом году он заканчивает университет с четырьмя major`ами: математика, физика, философия и немецкий язык. Я была одна из самых младших, ровесницей ребят, которые только начинали учиться в Университете: американцы обычно немного дольше учатся в школе.

Лагерь начался с трехнедельного курса Сергея Табачникова. Это один из самых интересных математических курсов, которые я когда-либо слышала. Курс был связан с топологическими и геометрическими свойствами многочленов, такими как глобальная геометрия пространства многочленов и свойства отдельно взятых многочленов. Лекции Табачникова произвели на меня такое большое впечатление, что я за время пребывания в Пеннстейте прочитала многие его математические статьи, написанные для студентов. Раньше Сергей Львович жил в Москве и многие его популярные статьи были опубликованы в журнале «Квант». Когда закончились лекции Табачникова, начались лекции профессора Песина, в этом курсе рассказывалось о фракталах – самоподобных фигурах, возникающих в разных областях математики.

Наша жизнь была устроена следующим образом. Утром проходила двух часовая лекция, один раз в неделю ее заменял соответствующий семинар. Основная работа была не на лекции, мы были разбиты на группы по 2-3 человека в каждой, у каждой группы была своя задача для исследования, чаще всего связанная с какой-нибудь научной работой одного из профессоров Пенстейта. Мы ежедневно встречались и обдумывали задачу, каждому из нас пришлось прочесть много литературы. Мы регулярно встречались с куратором – М. Гайсинским и обсуждали продвижения, вопросы и предположения. Моя группа работала над проектом «Внешние биллиарды на плоскости Лобачевского». Внешний биллиард (или двойственный) это обобщение стандартной биллиардной динамической системы, в которой луч движется по закону «угол падения равен углу отражения». Поведение и различные свойства биллиарда тесно связаны с геометрией области, на  которой он задан. Поэтому интересно изучать его на пространстве Лобачевского – одной из важнейших геометрий.

Окончанием программы послужила маленькая конференция из участников программы и профессоров Пенстейта. На конференции прочли доклады профессора Табачников и Каток, а потом выступали участники программы.

Мне показалось пребывание в этой школе очень полезным и интересным. Я много общалась с другими участниками, некоторые из них уже не в первый раз приезжали в Пеннстейт. Мы много обсуждали наши университеты, мне было интересно узнать, как устроена студенческая жизнь в Принстоне, Гарварде, менее знаменитых университетах. Меня удивило и обрадовало, что очень многие ребята знают про программу Math in Moscow, некоторые были выпускниками программы, некоторые только собирались поехать. Один из моих товарищей по программе прямо сейчас в Москве. Мне понравилось жить на кампусе, из-за этого я много занималась.

Я надеюсь, что другие ученики нашего факультета тоже будут ездить на летние математические школы, и в Пенстейт, и в другие американские университеты. Было бы здорово, если бы американские студенты могли приезжать на школу «Современная математика» – единственным, но серьезным препятствием выглядит рабочий язык школы.