• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119048, Москва,
ул. Усачёва, 6

тел. (495) 916-89-05
тел. (495) 772-95-90 *12720
тел. (495) 772-95-90 *12726 (декан)
E-mail: math@hse.ru

Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12713

ДПО факультета математики:
dpo-math@hse.ru

Руководство
Научный руководитель Ландо Сергей Константинович
Заместитель декана по административной работе Балаева Светлана Васильевна
Заместитель декана по по научной работе Горбунов Василий Геннадьевич
Заместитель декана по учебной работе Колесников Александр Викторович
Заместитель декана по работе с абитуриентами Пятов Павел Николаевич

Рассказ Саши Пушкарь о ежегодной школе в Принстоне

Программа для студентов в Institute for Advanced Study (Институт передовых исследований в Принстоне; www.ias.edu/): “Women and Mathematics”,  ежегодная школа для девушек  –  студенток, аспиранток и постдоков (http://www.math.ias.edu/wam).

Каждой зимой мы, студенты матфака, выбираем, на какие летние школы подавать. Следующие два критерия для нас являются важными: во-первых, никто из моих друзей не имеет возможности ездить на летние школы за свой счёт, по крайней мере, полностью, так что нужно искать поддержку либо у Вышки, либо в принимающей школе. У студентов Вышки есть замечательная возможность оплатить часть летней поездки, для этого нужно пройти конкурс заявок (http://www.hse.ru/org/hse/aup/acmob/). Многие студенты подают туда, и конкурс на стипендию довольно-таки большой.

Однако грант, который предлагает Вышка, покрывает примерно половину цены поездки, если речь идет о продолжительной летней школе в Америке, где-то 45 000 из 90 000 рублей. С другой стороны, в Вышке для хороших студентов есть способ заработать – будучи учебным ассистентом на одном из факультетов (http://cim.hse.ru/assistent). Правда, туда конкурс тоже большой. Во-вторых, в каждую хорошую летнюю школу сложно попасть, и даже учитывая, что, учась на матфаке Вышки, мы сдаем больше математических курсов, чем студенты из лучших университетов Америки, стопроцентного шанса поступить в летнюю школу все равно нет ни у кого. Поэтому мы подаем в несколько школ, чтобы увеличить шансы поступления.

Наверное, каждый студент, серьезно занимающийся наукой, мечтает в будущем попасть в Institute for Advanced Study (Институт передовых исследований в Принстоне; www.ias.edu/). Для студентов в Институте есть ровно одна программа – “Women and Mathematics”,  ежегодная школа для девушек  –  студенток, аспиранток и постдоков (http://www.math.ias.edu/wam).  Меня сначала смутило название школы, но моя подруга, к этому моменту уже участвовавшая в этой школе (студентам Принстона выделяют большие квоты на участие из-за совместного финансирования школы), рассказала мне, что одна из целей этой школы заключается в борьбе с дискриминацией женщин в науке. На содержании и качестве школы это никак не сказывается.

Хоть я и называю эту программу летней, в действительности она проходила в последние две недели мая. Для американцев это летняя программа, для русских студентов по времени подходит меньше половины программ, потому что пока у американцев лето, у нас успевает пройти 1-2 сессии. Я долго решала, стоит ли пропускать две недели занятий на матфаке ради такой поездки. Безусловно, нет, если знания и опыт школы восполняемы, но в этом году темой летней школы была прикладная математика, то, что безумно интересно, и в Москве этому на таком уровне и с такой широтой, научиться невозможно.

Трудно сказать, что мне больше всего понравилось в этой школе. Все было лучше, интереснее, красивее, чем я ожидала. Нас поселили на кампусе с профессорами Института передовых исследований, мы обедали за соседними столиками с Эндрю Уалзом (Великая Теорема Ферма) и Эриком Маскиным (Нобелевская-07 по экономике), нам делали доклады Джон Конвей и Питер Сарнак (математики могут это оценить!). Был доклад о недавних достижениях в прикладной математике Ingrid Daubechies (первая женщина – президент Mathematical International Union), в которых она связала работу эволюционных биологов с конформной геометрией.

Несмотря на то, что от слушателей перед курсами требовалось владение лишь элементарными понятиями математического анализа, линейной алгебры и статистики, сами курсы были очень интересными и новыми для всех слушателей. Все курсы читали преподавательницы из Yale University, Duke University, Penn State University. Было прочитано четыре недельных курса – по два на каждой неделе. Два курса были базовыми, а два – более сложными. На базовых курсах рассказывали о больших массивах данных, их архивациях, функциях на них. Были приведены неожиданные примеры задач, где применяются описанные в курсе технические методы – обработка медицинских изображений, записей с камер наблюдения. Отдельно обсуждались обработки больших разреженных баз данных,  которые используются, например, при анализе снимков космоса. Было рассказано о разных параметризациях, способах понижения размерностей. На более сложных курсах нам показали способы анализа сублинейных алгоритмов и привели примеры, где они могут встречаться. Кульминацией программы стали лекции об аппроксимирующих алгоритмах разреженных баз данных.

В программе нет специальной квоты для иностранных студентов, но иногда исключения делаются, и на программу принимаются студенты из-за границы. Правила, запрещающего студентам мужского пола участвовать в программе, нет, но им не могут оплатить часть билета. Тема следующего года – «симплектическая геометрия»; подробности можно узнать на сайте.