• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119048, Москва,
ул. Усачёва, 6

тел. (495) 916-89-05
тел. (495) 772-95-90 *12720
тел. (495) 772-95-90 *12726 (декан)
E-mail: math@hse.ru

Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12713

ДПО факультета математики:
dpo-math@hse.ru

Руководство
Научный руководитель Ландо Сергей Константинович
Заместитель декана по административной работе Балаева Светлана Васильевна
Заместитель декана по по научной работе Горбунов Василий Геннадьевич
Заместитель декана по учебной работе Колесников Александр Викторович
Заместитель декана по работе с абитуриентами Пятов Павел Николаевич

Интервью с выпускником матфака 2020: «Матфак подарил мне хороших друзей»

Семён Абрамян – выпускник бакалавриата и теперь уже магистратуры нашего факультета, стажёр-исследователь Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений, а также лауреат премии «Золотая вышка» 2018 в номинации «Серебряный птенец» стал одним аспирантов нового набора факультета математики НИУ ВШЭ  2020 г. В интервью  поделился своим опытом обучения и планами на будущее.

Q: Почему ты решил поступать на матфак после школы?

A: Вообще после школы я сначала поступил на ФОПФ МФТИ. В школе мне больше всего нравились физика и математика, и я, не желая оставлять полученные знания по физике, хотел поступить туда, где они могли бы пригодиться. В итоге по наставлению своего учителя геометрии Г.И. Шарыгина я решил поступать на ФОПФ. 
Матфак в моей жизни появился немного позже. На физтехе я быстро осознал, что те приближения физики, которые я проходил в школе, очень далеки от той физики, которой занимаются взрослые, и вместе с тем понял, что последняя очень далека от моих интересов. Дальше встал вопрос о моём переводе с физтеха.
Во время обучения на физтехе я параллельно посещал занятия в Независимом Московском Университете, в котором я как раз чувствовал себя достаточно комфортно. Среди людей, которые принимали у меня в НМУ задачки, был Дима Голубенко. Узнав мою нелёгкую судьбу, он начал уговаривать меня переводиться именно на матфак, т.к. там примерно такая же среда. В итоге поддавшись уговорам Димы, я решил переводиться на матфак. Далее были полтора месяца подготовки к переводным экзаменам, сами экзамены и со второго семестра я стал студентом матфака.

Q: Почему ты выбрал магистерскую программу «Математика»? Отличалось ли обучение в магистратуре от обучения в бакалавриате?

 A: На третьем курсе бакалавриата мне посчастливилось попасть под научное руководство Т.Е. Панова, с которым уже в первый год получилось достичь неплохого научного результата. Второй год прошёл не менее плодотворно, поэтому мыслей о том, чтобы подаваться куда-то за границу не возникало. Я решил пойти по пути наименьшего сопротивления: не менять ни научного руководителя, ни задачу, ни среду и остался на матфаке. В магистратуре, как мне кажется, у меня появилось больше свободного времени: на третьем и четвёртом курсе бакалавриата, когда я сильно погружался в задачу, проседала учёба, в магистратуре такого не происходило. Плюс в магистратуре почти нет обязательных курсов: в бакалавриате почему-то тяжелее всего было сдавать именно их.

 Q: Чем особенно запомнились эти годы на матфаке? С какими сложностями ты столкнулся?

 A: Что-то конкретное про пять с половиной лет на матфаке у меня вспомнить не вышло. Матфак подарил мне хороших друзей, с которыми можно не только про математику поговорить, но и про жизнь в целом. Про сложности попроще. Основных сложностей лично у меня было две. Первая заключалась в том, что на матфак я пришёл не из матшколы и почти всё, что нам рассказывали, было для меня новым. Отношение количества материала ко времени, за которое нас в него нужно было погрузить, было на грани моих возможностей. Вторая была связана со спецификой моего появления на факультете. Дело в том, что я, как это сейчас не очень модно, экстраверт, и мне необходимо какое-то социальное взаимодействие для нормального существования. На матфаке с этим на первых курсах есть (по крайней мере, были) некоторые проблемы.Так как многие приходят на матфак из матшкол и/или с багажом олимпиад, на первом курсе образуются (почти) полностью закрытые социальные группки знакомых людей, и люди, так скажем, извне образуют свои группки. Я оказался на факультете, когда уже все социальные группки закрылись, и на первых порах найти того, с кем можно пообщаться, было очень непросто.

 Q: Расскажи о любимых преподавателях.

 A: Не очень простой вопрос: к сожалению, я совершенно не помню, как именно преподавал тот или иной преподаватель. Мои воспоминания скорее человеческие и связаны с внеучебным общением. Так я помню, что вне зависимости от того, что рассказывал Станислав Валерьевич Шапошников я всегда с удовольствием ходил на его лекции и семинары, хотя бы ради того, чтобы после провести пару-тройку часов за беседой. Стоит отметить, что Станислав Валерьевич  - первый преподаватель с матфака, которого я узнал, и он играл, мягко говоря, не последнюю роль в моём решении перевестись с физтеха именно на матфак. Замечательным образом в любой сложный момент Станислав Валерьевич поддерживал меня душевным разговором или каким-нибудь советом. Немалую «техническую» поддержку на третьем курсе находил я у Антона Сергеевича Хорошкина. Он был, пожалуй, первым человеком после научного руководителя, к которому я шёл с вопросами и трудностями, которые у меня возникали в процессе решения задачи.

 Q: Расскажи о своей работе в Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений? Какими исследованиями ты занимаешься?

 A: В ЛАГе я стажёр-исследователь. Эта должность, насколько я понимаю, создана для поддержки студентов, которые активно занимаются наукой: полноценно участвовать в отчётах нам не обязательно, но тем не менее возможность поехать куда-то в командировку или школу возможность предоставляется. Что касается исследований, то, чем я занимаюсь, не имеет прямого отношения к алгебраической геометрии, я занимаюсь алгебраической топологией. В последний год я достаточно сильно поменял тему исследований: с нестабильной теории гомотопий момент-угол-комплексов на кобордизмы. К сожалению, научная мода на кобордизмы давно прошла: очень активно кобордизмами занимались в середине прошлого века. Отчасти, как мне кажется, это связано с недостаточным количеством явных примеров тех или иных многообразий. Сейчас, спустя полвека, «явных» примеров стало больше и есть надежда на то, что это как-то поможет продвинуться в изучении симплектических кобордизмов.

 Q: Каковы твои дальнейшие планы?

 A: Сейчас я только поступил в аспирантуру. Говорят, что аспирантура обычно является самым продуктивным с научной точки зрения временем. Надеюсь в ближайшее время превратить магистерский диплом в текст статьи. Плюс есть несколько задач, над которыми я давно размышляю, надеюсь, удастся как-то продвинуться в этом в ближайшее время. Теперь, когда мне нужно будет меньше времени тратить на учёбу, постараюсь посмотреть мир, завести научные связи за границей.