• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119048, Москва,
ул. Усачёва, 6

тел. (495) 916-89-05
тел. (495) 772-95-90 *12720
тел. (495) 772-95-90 *12726 (декан)
E-mail: math@hse.ru

Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12712

Руководство
Научный руководитель Ландо Сергей Константинович
Заместитель декана Кузнецова Вера Витальевна
Заместитель декана по работе с абитуриентами Пятов Павел Николаевич
Заместитель декана по науке Фейгин Евгений Борисович
Заместитель декана по учебной работе Хорошкин Антон Сергеевич

Летняя школа в Лионе

Впечатления Светланы Макаровой (2 курс бакалавриата) об участии в летней школе в Лионе

Конец августа этого лета я провела в Нормальной Школе в Лионе (ENS de Lyon (http://www.ens-lyon.eu ), университете во Франции. Там проводилась десятидневная летняя математическая школа для старших школьников и младших студентов -- International Summer School of Mathematics for Young Students ( http://www.issmys.eu ).

 

Эту школу в России воспринимают как «Евродубну» -- европейский аналог летней школы «Современная математика», которая проводится в подмосковной Дубне уже больше 10 лет и в которой я тоже принимала участие. Однако были и различия, например, в организации дня. Каждый день утром последовательно проводились 3 сорокапятиминутные общие лекции, из которых участники должны были выбрать одну наиболее им понравившуюся. После обеда три лекции шли уже параллельно, а после этого были дискуссионные занятия (их проводили ассистенты). Можно было бы сказать, что они похожи на семинары -- с совместным решением задач, однако в большей степени это было обсуждением того, что было понятно и непонятно на лекциях. Ассистентов к каждой лекции выбирали так, чтобы они не знали очень много о той теме, которую должны были обсуждать с нами. Можно, наверное, по-разному оценивать такой подход: с одной стороны, происходит общение на равных и каждый участник старается сделать вклад в общее понимание темы, с другой -- ассистент может ответить не на все вопросы слушателей, и потому в занятии происходят неприятные заминки.

 

Кроме того, содержательная направленность лекций отличалась от проводившихся в Дубне. Мне показалось, что в Лионе большинство лекций были более прикладного характера: было несколько лекций, посвящённых замощениям, в том числе и случайным замощениям, и упаковкам, несколько человек рассказывали о биллиардах, был курс о квазикристаллах. Один из лекторов (Тадаши Такеда, его можно видеть на фотографии) рассказал нам, как можно понять некоторые явления (и даже получить приблизительные количественные результаты, как то: оценить скорость цунами и мощность атомного взрыва!) довольно простыми способами по фотографии. Но были и чуть более абстрактные миникурсы. Было интересно слушать Кена Оно и Дона Загира -- специалистов в теории чисел. Вообще, можно долго перечислять все интересные вещи.

В середине программы был один экскурсионный день. Мы, опять же, могли выбирать, куда пойти (правда, в этом случае выбор делался задолго до начала школы): в пещеры, на обзорную экскурсию по городу или же на озеро. Я ходила в пещеры и осталась весьма довольна своим выбором: там было интересно и красиво, и мы могли наблюдать очень необычное пещерное озеро. Остальные экскурсии тоже были интересны, однако это я уже передаю с чужих слов.

Были и не очень приятные моменты в школе (не слишком удобной была система контроля), но в общем и целом, она мне очень понравилась. Возможно, это может быть связано с её молодостью, но организаторы действительно очень постарались -- и не зря. Я надеюсь, что в следующем году снова поеду в эту школу (правда, обещают поменять её название и дислокацию, так что нужно быть внимательной, чтобы не пропустить её), и всем советую подавать документы. Людям, у которых могут возникнуть проблемы с оплатой, школа предоставляет финансовую поддержку. Но если не она, то наш университет также может частично оплатить вашу поездку: в этом году ВШЭ помогла мне с оплатой (вообще, многим из поехавших с нашего факультета).

Тадаши Такеда ведёт прощальную лекцию перед своим отъездом

Результат его лекции (после разрезания д..енных лент Мёбиуса посередине)

Поверхностное натяжение