• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 119048, Москва,
ул. Усачёва, 6

тел. (495) 916-89-05
тел. (495) 772-95-90 *12720
тел. (495) 772-95-90 *12726 (декан)
E-mail: math@hse.ru

Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12713

ДПО факультета математики:
dpo-math@hse.ru

Руководство
Научный руководитель Ландо Сергей Константинович
Заместитель декана по административной работе Балаева Светлана Васильевна
Заместитель декана по по научной работе Горбунов Василий Геннадьевич
Заместитель декана по учебной работе Колесников Александр Викторович
Заместитель декана по работе с абитуриентами Пятов Павел Николаевич

Летняя школа в Лионе

Впечатления Светланы Макаровой (2 курс бакалавриата) об участии в летней школе в Лионе

Конец августа этого лета я провела в Нормальной Школе в Лионе (ENS de Lyon (http://www.ens-lyon.eu ), университете во Франции. Там проводилась десятидневная летняя математическая школа для старших школьников и младших студентов -- International Summer School of Mathematics for Young Students ( http://www.issmys.eu ).

 

Эту школу в России воспринимают как «Евродубну» -- европейский аналог летней школы «Современная математика», которая проводится в подмосковной Дубне уже больше 10 лет и в которой я тоже принимала участие. Однако были и различия, например, в организации дня. Каждый день утром последовательно проводились 3 сорокапятиминутные общие лекции, из которых участники должны были выбрать одну наиболее им понравившуюся. После обеда три лекции шли уже параллельно, а после этого были дискуссионные занятия (их проводили ассистенты). Можно было бы сказать, что они похожи на семинары -- с совместным решением задач, однако в большей степени это было обсуждением того, что было понятно и непонятно на лекциях. Ассистентов к каждой лекции выбирали так, чтобы они не знали очень много о той теме, которую должны были обсуждать с нами. Можно, наверное, по-разному оценивать такой подход: с одной стороны, происходит общение на равных и каждый участник старается сделать вклад в общее понимание темы, с другой -- ассистент может ответить не на все вопросы слушателей, и потому в занятии происходят неприятные заминки.

 

Кроме того, содержательная направленность лекций отличалась от проводившихся в Дубне. Мне показалось, что в Лионе большинство лекций были более прикладного характера: было несколько лекций, посвящённых замощениям, в том числе и случайным замощениям, и упаковкам, несколько человек рассказывали о биллиардах, был курс о квазикристаллах. Один из лекторов (Тадаши Такеда, его можно видеть на фотографии) рассказал нам, как можно понять некоторые явления (и даже получить приблизительные количественные результаты, как то: оценить скорость цунами и мощность атомного взрыва!) довольно простыми способами по фотографии. Но были и чуть более абстрактные миникурсы. Было интересно слушать Кена Оно и Дона Загира -- специалистов в теории чисел. Вообще, можно долго перечислять все интересные вещи.

В середине программы был один экскурсионный день. Мы, опять же, могли выбирать, куда пойти (правда, в этом случае выбор делался задолго до начала школы): в пещеры, на обзорную экскурсию по городу или же на озеро. Я ходила в пещеры и осталась весьма довольна своим выбором: там было интересно и красиво, и мы могли наблюдать очень необычное пещерное озеро. Остальные экскурсии тоже были интересны, однако это я уже передаю с чужих слов.

Были и не очень приятные моменты в школе (не слишком удобной была система контроля), но в общем и целом, она мне очень понравилась. Возможно, это может быть связано с её молодостью, но организаторы действительно очень постарались -- и не зря. Я надеюсь, что в следующем году снова поеду в эту школу (правда, обещают поменять её название и дислокацию, так что нужно быть внимательной, чтобы не пропустить её), и всем советую подавать документы. Людям, у которых могут возникнуть проблемы с оплатой, школа предоставляет финансовую поддержку. Но если не она, то наш университет также может частично оплатить вашу поездку: в этом году ВШЭ помогла мне с оплатой (вообще, многим из поехавших с нашего факультета).

Тадаши Такеда ведёт прощальную лекцию перед своим отъездом

Результат его лекции (после разрезания д..енных лент Мёбиуса посередине)

Поверхностное натяжение