Богдан Завьялов - один из лучших выпускников матфака. В этом году он получил степень PhD Стенфордского университета и сейчас находится в поиске позиции постдока.
На втором курсе я пришёл на семинар к Марату Ровинскому и ничего там не понимал. В общем, я решил, что хочу понимать, о чем вообще они говорят, и занимаюсь примерно тем же до сих пор
Скажи, как простой парень из Омска оказался одним из студентов Стенфорда?
Не знаю, сначала я участвовал в олимпиадах, думал о том, куда поступать. На матфаке я посещал курсы НМУ. Потом все уезжали, и я тоже уехал.
Ты учился в математической школе или обычной?
Я учился в математической школе, но не думаю, что это сыграло большую роль. Важнее было то, что я занимался с А.С. Штерном, который работает на матфаке, и ездил в летние математические школы.
Почему ты выбрал математику, матфак, а затем академическую карьеру? Были ли у тебя какие-то сомнения относительно выбранного пути?
Я точно знал, что хочу заниматься математикой. Однако у меня была другая проблема: я был очень самоуверенным и участвовал только в самых сложных олимпиадах. Тургор (международная олимпиада «Турнир городов» прим. ред.) я провалил, по ЕГЭ я бы точно не поступил, потому что ни физику ни русский я бы не сдал никогда, поэтому мне надо было стать призёром всероса. Минус один балл - и тогда я бы не стал призёром. При этом я был ещё призёром по информатике, поэтому если бы не получилось с математикой я был, наверное, занялся программированием. Может быть пошёл бы на мехмат или на физтех. Когда я взял призовое место на всеросе, я думал между мехматом и вышкой. На матфак я пошёл, потому что прочитал блог Миши Вербицкого и подумал, что если такие люди работают на факультете, то это хорошее место.
Трудно ли тебе было на матфаке после школы?
Нет, когда я поступил, у нас была система листков. Я так понимаю, что она в каком то виде сохранилась. Это очень сильно походит на математические лагеря, которые были в Омске в Кирове, поэтому наоборот - я был приятно удивлен. Было не то чтобы трудно, но была линейка курсов, которая нервы очень сильно портила: начиная с комбинаторики и заканчивая динамическими системами, матфизикой. В общем, не знаю, по крайне мере, у меня и у людей, с которыми я общался, это вызывало отторжение, так как требовало огромных усилий. Основная сложность была в том, что было много всего, особенно, когда надо было ходить ещё в НМУ, в Стекловку. Лучше сказать, что это было сложно, потому что нужно было много всего делать, но было интересно. Лично меня это никогда сильно не напрягало, но времени на всё остальное оставалось довольно мало.
Кто был твоим любимым преподавателем, кто оказал на тебя наибольшее влияние?
Наибольшее влияние на меня оказал мой научный руководитель - Марат Ровинский. Я помню, как на втором курсе я пришёл к нему на семинар и ничего там не понимал. В общем, я решил, что хочу понимать, о чем вообще они говорят. Более менее до конца 4 курса я пытался понять, что было тогда на семинаре и сейчас я занимаюсь примерно тем, что было тогда на семинаре. Я бы ещё выделил Мишу Вербицкого, Диму Каледина, они оказали на меня влияние, хотя ничего у меня не преподавали. Они приходили на четверговые семинары. Я также был очень рад знакомству с Вадимом Вологодским.
Кого из выпускников матфака ты бы отметил?
Куда ты подавал документы после матфака?
Я выбрал 5 или 6 мест, кажется. Меня взяли в Мичиган и Стенфорд, но я решил поехать в Стенфорд.
В какой области лежат твои исследования?
Теории чисел и алгебраической геометрии.
Сильно ли американская математическая школа отличается от российской?
Я бы сказал, что сильно. Самое первое отличие, которое бросилось мне в глаза, что большинство людей довольно специализированы. Может быть, это плохо прозвучит, но мне показалось, что многие профессора здесь суперэксперты в своей области, но не очень интересуются вещами за её пределами. В России, мне кажется, все всем интересуются. Кроме того, бакалаврское образование у них совсем другое. Они изучают меньше, но зато делают много упражнений. Когда я приехал, мне казалось, что кругозор у меня шире, чем у большинства, но, с другой стороны, какие-то технические вещи и детали люди знали лучше меня.
Есть ли у тебя любимая математическая задача?
Еще в школе я считал наиболее красивым то, что угол нельзя разделить на три части с помощью циркуля и линейки, а также основную теорему арифметики: любое целое число можно разложить на простые множители. Мне всегда казалось, что они, с одной стороны, очень конкретные, а, с другой стороны, их доказательство требует нетривиальной науки.
Как проходит твой день? Много ли времени тратится на исследования?
Сейчас в пандемию все изменилось. Теперь я трачу на проведение занятий часа 4 в неделю, вместе с проверкой работ и подготовкой к занятиям - около 8 часов. Оценить сколько я трачу на исследование сложно. Прямо сейчас я подаю документы в разные университеты на постдока. В целом, это может быть как целый день, так и пара часов. Обычно я каждый день хоть немножко думаю над какими-то проблемами, которые есть в голове. Если я чувствую, что это интересно или мне надо, то я сажусь и делаю. Иногда не хочется ничем заниматься, тогда я просто держу свои идеи в голове.
Остается на свободное время на какие-то увлечения?
В мирное время мы обычно ездили с друзьями в Сан-Франциско или в близлежащие города. Сейчас я много времени провожу в дома, как и многие:сижу в интернете, смотрю фильмы. Людей на кампусе довольно мало. Это связано с тем, что у нас карантин, и все занятия проходят онлайн. Нужды быть непосредственно на кампусе нет, поэтому многие американцы поехали домой.
В какие университеты ты подавал документы на постодока?
Мичиган, Бонн и Чикаго
Какое своё достижение ты считаешь наиболее значимым?
Я вроде доказал, если там не будет ошибки, свой тезис. То, что называется двойственность Пуанкаре для жестких пространств. В некотором смысле я доволен тем, что получилось.
Задумывался ли ты когда-нибудь серьезно о смене деятельности?
В позапрошлом году у меня были некоторые проблемы с моей научной деятельностью, в какой-то момент я думал о том, что бы я мог делать, если бы не занимался математикой, но серьезно я никогда об этом не думал.
Что бы ты посоветовал нынешним студентам матфака?
Если вы хотите заниматься математикой, то ходите в НМУ и в Стекловку!