• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
ФКН

Winter School "Symmetry and Complexity in Mathematics" for undergraduate students February 1 – 6, 2019

The Winter School is held jointly by the NRU HSE and SPbSU as a part of the cooperation in the area of mathematics. The aim of the school is to overview the principal trends in contemporary theoretical mathematics dealing with symmetry and complexity in a broad sense. We invite senior undergaduate students of mathematics and related fields, as well as graduates of BSc programs planning to continue their studies of fundamental mathematics.    

When: February 1 – 6, 2019  
Where: HSE Faculty of Mathematics, Moscow, 6 Usacheva ul. 

How to take part in the school: to attend the school one needs to fill out the form. The strongest applications will be chosen and their authors will be invited to take part in the school.
Deadline: if you do not need the Russian visa to attend the school, then the deadline to fill out the form is December 27, 2018, 23h 59min. If you need the visa, then the deadline is December 10, 2018, 23h 59min.

Financial support: a dormitory is provided for the school participants. All other expenses, including the transportation costs and meal, the participants pay from their own funds. The school participants will be able to have lunch in the cafeteria of the faculty, the estimated price of one lunch is 120 rubles.


Preliminary list of lectures and mini-courses. 

  • Yu.S. Belov (SPbSU). Time-frequency analysis.

    Time-frequency analysis is one of the modern branches of harmonic analysis, which studies shifts and modulations in functional and operator spaces. The first results in this area were due to Weil, Wigner and Neumann and appeared in the 1930s, when the quantum mechanics were developing rapidly. In the past 20 years interest to this area of analysis has been revived again in connection with wide application in the fields of information theory and signal analysis. Another reason for the revival is the intensive development of the wavelet theory, which is “similar” to the time-frequency analysis.

    The aim of the course is to discuss the time-frequency analysis from its basis to the modern results which concern the Gabor frames and modulation spaces. For understanding of the course basic knowledge of analysis is desirable.

  • N.A. Vavilov (SPbSU). Octonionic mathematics.

    Notoriously, Arnold divided all mathematics into three parts ("celestial mechanics, hydrodynamics and cryptography") --- real, complex, and quaternionic mathematics. For instance, in the language of classical groups, this is expressed as series of orthogonal, unitary and symplectic groups. However, as observed by Roman Mikhailov, “dear V.I. was somewhat mistaken in this matter. In fact, he was completely wrong. Mathematics is not divided into three parts, but into four parts.” Octonionic mathematics that was not mentioned by Arnold is at least as important --- and, in any case, possesses much more elegant symmetry. 

    During the course we will discuss the hierarchy of objects, whose existence is related to octonions, starting with small finite simple groups and the corresponding geometric objects, up to exceptional algebras, symmetric spaces, the Monster, etc. In the main part of the course we will describe both classical and recent constructions of exceptional algebras and Lie type groups in terms of algebras, forms, combinatorial geometries and special projective varieties.

  • V.A. Vassiliev (HSE). Buridan's complexity and discriminants.

    Buridan complexity of the computational problem arises because of the need to choose one of the possible equivalent solutions, for example, when the problem has some symmetry. In terms of algorithms, this complexity means that any algorithm solving the problem should have a number of conditional transfer operators.  This issue rarely arises arise in a single problem, but it may arise when solving a family of problems depending on a parameter: for example, when creating an algorithm that finds a root of a polynomial equation (the parameters in this case are the coefficients of the equation). The simplest example is the impossibility to give a good approximate solution of the complex equation X2 = A by a continuous function of A, as well as the solution of the real equation X3 + AX ​​+ B = 0 by a continuous function of the real parameters A and B. Scale of this problem, in particular the essential number of discontinuities of a general solution of a polynomial equation or system of equations, is estimated in terms of geometry and topology of the corresponding discriminant set, that is, of the set of polynomials with coinciding roots. (This set has many other important applications and it will be discussed in detail). In this issue there are many questions which are easy to formulate but which are still open.

  • E.A. Hirsch (SPbSU). Complexity of proofs.

    Does any theorem have a short proof? For example, to prove that a system of polynomial equations has solutions in {0,1}, it suffices to present such a solution. And what can we present to prove that a system has no solutions? In the example above, one could apply Hilbert's Nullstellensatz (however, the involved polynomials can be very complicated). What can and what cannot be done in the general case? This question is open even in the "easiest" case of propositional logic (where we have only logical variables and connectives), and the propositional case is equivalent to the equality of complexity classes NP and co-NP, and has been intensively studied since the work of S.А. Cook and R.А. Reckhow (1979), who introduced a formal notion of a propositional proof system. A proof system is a polynomial-time algorithm that verifies proofs: it accepts correct proofs of correct statements and does not accept proofs of false statements. Although the question is open in the general case, exponential lower bounds are known for a number of specific proof systems. “Cook’s program” for studying the complexity of proofs consists in obtaining new exponential lower bounds for increasingly more powerful proof systems. Concepts and methods used in this area belong to various branches of mathematics. For example, there are proof systems based on geometric principles or on the proof of the emptiness of a semi-algebraic set. In this introductory mini-course, we will formulate several proof systems and demonstrate several lower bounds. We will also discuss the connection with the general NP vs co-NP question and the existence of "proofs from The Book" - a system with the shortest possible proofs.

  • A.L. Gorodentsev (HSE). TBA
  • F.V. Petrov (SPbSU). Concentration of measure.

    Concentration of measure is a phenomenon in probability theory, analysis, and combinatorics when any function of a large number of variables, satisfying fairly general and not too restrictive assumptions, has to be almost constant. A classic example is the following: almost all surface of a multidimensional sphere is concentrated near the equator. In the 1970s, Vitaly Milman found an application of this fact in the local geometry of Banach spaces, by giving a new proof of the famous Dvoretsky theorem (which originally was the Grothendieck hypothesis): any centrally symmetric convex body of sufficiently large dimension has an almost circular central section of a given dimension. Since that time, the idea of ​​concentration of measure has found many bright and effective applications, some of which we are going to discuss. 

    Minimal knowledge of analysis and probability theory is desirable for understanding of the course.

  • G.I. Olshanski (HSE). Determinantal measures (in Russian).

Questions can be addressed to Andrey Dymov by email dymov@mi-ras.ru

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Тиморин Владлен Анатольевич
декан

 

Артамкин Игорь Вадимович
заместитель декана

 

Кузнецова Вера Витальевна
заместитель декана

 

Фейгин Евгений Борисович
заместитель декана

 

Эстеров Александр Исаакович
заместитель декана

119048, Москва,
ул. Усачёва, 6
тел. (495) 624-26-16
тел. (495) 772-95-90 *12720
тел. (495) 772-95-90 *12726 (декан)
тел. (495) 772-95-90 *12721 (учебный офис)


e-mail: math@hse.ru

Учебный офис:
mathstudyoffice@hse.ru

Редакторы сайта факультета:
Вигулис Лолита Антоновна
Кузнецова Вера Витальевна

Зимняя Студенческая Школа "Симметрия и сложность в математике" 1 – 6 февраля 2019 года

Школа проводится совместно НИУ ВШЭ и СПбГУ в рамках сотрудничества в области математики. Цель школы: осветить направления современной теоретической математики, посвященные изучению симметрии и сложности в широком смысле. Мы приглашаем студентов старших курсов математических и смежных специальностей, а также выпускников программ бакалавриата, планирующих продолжить изучение фундаментальной математики.  

Когда: 1 – 6 февраля 2019 
Где: факультет математики НИУ ВШЭ, Москва, ул. Усачева д. 6.

Как принять участие: для участия в школе необходимо заполнить форму. Далее будут отобраны наиболее сильные заявки, авторы которых будут приглашены к участию в школе.
Дедлайн заполнения формы: если Вам не нужна российская виза для участия в школе, то 27 декабря 2018г, 23ч 59мин. 
Если нужна - то 10 декабря 2018г, 23ч 59мин.  

Условия участия: участникам школы будет предоставлено общежитие. Все остальные расходы, в т.ч. транспортные расходы и питание, участники школы оплачивают из собственных средств. Обедать участники школы смогут в столовой факультета математики, ориентировочная цена одного обеда в которой составляет 120 рублей.



Предварительный список мини-курсов и лекций.

  • Ю.С.Белов (СПбГУ). Частотно-временной анализ.
    Частотно-временной анализ - один из современных разделов гармонического анализа, который занимается изучением сдвигов и модуляций в пространствах функций и операторов. Первые результаты появились в 30-х годах вместе с бурным развитием квантовой механики и связаны с именами Вейла, Вигнера и Неймана. В последние 20 лет интерес к этому разделу анализа возродился вновь в связи с богатыми приложениями в теории информации и анализе сигналов. Другая причина возрождения интереса - интенсивное развитие теории всплесков (wavelet theory), которая "похожа" на частотно-временной анализ.

    Курс лекций нацелен на изучение частотно-временного анализа с нуля и до современных результатов, относящихся к Габор фреймам и пространствам модуляций.
    Желательно минимальное знакомство слушателей с основами анализа.
  • Н.А.Вавилов (СПбГУ). Октонионная математика.
    Как известно, Арнольд разделял всю математику на три части ("небесную механику, гидродинамику и криптографию") --- вещественную, комплексную и кватернионную. Например, на языке классических групп это выражается как серии ортогональных, унитарных и симплектических групп. Однако, как заметил Роман Михайлов, "уважаемый В.И. несколько заблуждался в данном вопросе. Да что там несколько, не несколько, а целиком. Вся математика делится не на три, а на четыре части." Не упомянутая Арнольдом октонионная математика по крайней мере столь же важна --- и, в любом случае обладает гораздо более изысканной симметрией.

    В курсе предлагается рассказать об иерархии объектов, существование которых связано с октонионами, начиная от маленьких конечных простых групп и отвечающих им геометрических объектов, до исключительных алгебр, симметрических пространств, большого монстра и т.д. В основной части предполагается рассказать конструкции исключительных алгебр и групп типа Ли в терминах алгебр, форм, комбинаторных геометрий и специальных проективных многообразий, как классические, так и некоторые совсем недавние.
  • В.А.Васильев (НИУ ВШЭ). Буриданова сложность и дискриминанты

    Буриданова сложность вычислительной проблемы возникает из-за необходимости выбирать одно из возможных равноценных решений – например, в условиях симметрии. В терминах алгоритмов эта сложность выражается в необходимости участия какого-то числа операторов условного перехода в любом алгоритме, решающем данную задачу. Эта проблема вряд ли возникнет при решении одной отдельной задачи, но может с необходимостью возникнуть при решении семейства задач, зависящих от параметра: например, при выписывании алгоритма, находящего корень любого полиномиального уравнения (параметром в этом случае являются коэффициенты уравнения). Простейшим примером является невозможность задать достаточно хорошее приближенное решение комплексного уравнения X2 = A непрерывной функцией от A, или же решение вещественного уравнения X3+ AX + B =0 – непрерывной функцией от вещественных параметров A и B. Размеры этой неприятности, в частности необходимое числа разрывов в общем решении полиномиального уравнения или системы уравнений, оценивается в терминах геометрии и топологии соответствующего дискриминантного множества, то есть множества полиномов, имеющих совпадающие корни. (Про это множество, имеющее и много других важных приложений, будет рассказано подробно). В этой задаче много легко формулируемых, но нерешенных вопросов.

  • Э.А.Гирш(СПбГУ). Сложность доказательств.    

    Все ли теоремы имеют короткие доказательства? Например, чтобы  доказать, что система полиномиальных уравнений имеет решения в {0,1},  достаточно предъявить её решение. А что можно предъявить, чтобы  доказать, что она НЕсовместна? В этом конкретном случае можно применить теорему  Гильберта о нулях (но полиномы, на которые придётся домножать,  могут оказаться очень сложными).Что можно и чего нельзя сделать в общем случае? Вопрос этот открыт даже в "простом" случае логики высказываний (в которой  есть только логические переменные и связки), где он эквивалентен  равенству сложностных классов NP и co-NP, и интенсивно изучается со  времён работы С.А.Кука и Р.А.Рекхау (1979), которые ввели  формальное понятие системы пропозициональных доказательств: система доказательств --- это простой (полиномиальный по времени) алгоритм,  который проверяет доказательства: принимает корректные  доказательства верных утверждений и не принимает доказательств неверных. Хотя в общем случае вопрос не разрешён, экспоненциальные нижние оценки  известны для ряда конкретных систем доказательств. "Программа Кука" по  изучению сложности доказательств состоит в получении новых  экспоненциальных нижних оценок для всё более мощных систем  доказательств.  Концепции и методы, применяемые в этой науке, относятся к  разнообразным областям математики. Например, есть системы  доказательств, основанные на геометрических принципах или на  доказательстве пустоты полуалгебраического множества.  В этом вводном мини-курсе будет сформулировано несколько систем  доказательств и показано несколько нижних оценок. Мы поговорим также о  связи с общим вопросом NP vs co-NP и о существовании "proofs from the  book" -- системы, в которой доказательства самые короткие.

  • А.Л.Городенцев (НИУ ВШЭ). TBA
  • Ф.В.Петров (СПбГУ). Концентрация меры.
    Концентрация меры - явление в теории вероятностей, анализе и комбинаторике, состоящее в том, что при достаточно общих и не слишком обременительных ограничениях значение функции большого числа переменных почти постоянно. Классический пример: почти вся поверхность многомерной сферы сосредоточена вблизи экватора. В 1970-е Виталий Мильман нашел применение этого факта в локальной геометрии банаховых пространств, предъявив новое доказательство знаменитой теоремы Дворецкого (исходно - гипотезы Гротендика): любое центрально-симметричное выпуклое тело достаточно большой размерности имеет почти круглое центральное сечение заданной размерности. С тех пор идея концентрации меры нашла множество ярких и эффектных приложений, некоторые из которых мы собираемся обсудить.

    Желательно минимальное знакомство слушателей с основами анализа и теории вероятностей.
  • Г.И. Ольшанский (НИУ ВШЭ): Детерминантные меры.
    В курсе анализа учат строгому построению меры Лебега на конечномерном векторном пространстве. Но в математике есть масса примеров пространств с мерами другого сорта. В частности, в математической физике важны пространства бесконечных конфигураций точечных частиц (для наглядности можно представить себе молекулы газа в бесконечном объеме). 

    Всякая вероятностная мера на  пространстве конфигураций порождает случайный ансамбль частиц. Детерминантные меры, о которых пойдет речь в миникурсе,  описывают широкий класс случайных систем частиц, для которых удается много чего точно посчитать. Я постараюсь дать представление об этой области исследований: немного общей теории; конкретные примеры из разных областей математики и связанные с ними результаты; нерешенные вопросы. 

    Если Вы знакомы с понятиями "сигма-алгебра множеств", "вероятностная мера", "гильбертово пространство квадратично интегрируемых функций", "операторы в гильбертовом пространстве", то проблем с пониманием быть не должно.


По вопросам проведения школы можно обращаться к Дымову Андрею Викторовичу.